Прокуроры Самарской области разъясняют

Отвечает начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Самарской области Алексей Волков.
Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в ст. 17 устанавливает в отношении госслужащих запрет быть предпринимателем (в том числе через доверенных лиц); участвовать в управлении коммерческой или некоммерческой организацией; приобретать ценные бумаги, по которым может быть получен доход, если это может вызвать конфликт интересов; быть чьим-либо доверенным лицом в госоргане, в котором вы работаете, если это повлечет конфликт интересов; получать вознаграждения (подарки) от физических и юридических лиц в связи с исполнением должностных обязанностей; разглашать или использовать не для служебных целей сведения конфиденциального характера и служебную информацию; допускать публичные высказывания о работе госорганов и их руководителей, если это не входит в ваши обязанности; открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные деньги и ценности в иностранных банках за пределами РФ, владеть или пользоваться иностранными финансовыми инструментами. Это также касается супруги (супруга) госслужащего и несовершеннолетних детей.
Госслужащему подарили подарок. Что делать?
Госслужащим запрещено принимать подарки, связанные с выполнением служебных обязанностей или должностным положением. Но, есть исключение. Подарок можно принять, если его цена меньше 3000 рублей или он получен на протокольном (ином официальном) мероприятии или в служебной командировке.
Если цена подарка меньше 3000 рублей, госслужащий должен уведомить госорган в течение трех рабочих дней с даты получения подарка или возвращения из командировки. Не нужно уведомлять о полученных канцтоварах, цветах, наградах.
Если цена подарка более 3000 рублей или неизвестна, его необходимо сдать представителю нанимателя по акту в течение пяти рабочих дней с даты уведомления.
При желании его можно выкупить. В таком случае госслужащий должен направить на имя руководителя заявление (в двух экземплярах) в произвольной форме.
Важно знать! После увольнения с государственной службы служащий обязан соблюдать определённые запреты. Например, ему запрещено разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера и служебную информацию; работать в организации или выполнять в течение месяца работы по договору подряда на сумму более 100 тыс. руб. без согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в случае, если  госслужащий контролировал эту организацию, его должность входила в специальный Перечень и с момента увольнения с госслужбы прошло менее двух лет.
Подробнее...
Отвечает начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Самарской области Алексей Волков.
Да, может, при соблюдении определенных условий.
В силу ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», гражданский служащий вправе выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов. При этом ему необходимо предварительно уведомить об этом представителя нанимателя в порядке, установленном госорганом, в котором работает госслужащий.
Иная оплачиваемая работа выполняется в свободное от основной работы времени.
Какой работой госслужащий не вправе заниматься?
В отношении государственных служащих законом установлены ограничения, связанные со службой в госорганах. Согласно ним госслужащий не вправе заниматься предпринимательской (лично или через доверенных лиц) и другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности заниматься.
Соответственно, госслужащий может работать по совместительству, если такая работа не подпадает под ограничения, установленные законом для госслужащих.
Подробнее...
Отвечает начальник управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры области Дмитрий Макаров.
Нарушения возможны на разных этапах закупочной деятельности: от планирования закупок до заключения и исполнения контрактов.
За нарушения при формировании плана-графика закупок отвечают ответственные должностные лица. Как правило, это контрактный управляющий или работник контрактной службы. Размеры штрафа установлены в пределах от 5 тыс. до 50 тыс. руб., но они разные для каждого конкретного вида нарушения, напрмер:
включили в план-график объект закупки, который не соответствует требованиям к закупкам и (или) нормативным затратам, - штраф составит от 20 тыс. до 50 тыс. руб. (ч. 1 ст. 7.29.3 КоАП РФ);
нарушили сроки размещения в ЕИС или утверждения плана-графика, в том числе вносимых в них изменений, - штраф от 5 тыс. до 30 тыс. руб. (ч. 4 ст. 7.29.3 КоАП РФ).
 Отдельный блок занимают нарушения сроков размещения информации в ЕИС в ходе проведения закупки.
За эти нарушения ответственность несут не только контрактные управляющие и работники контрактной службы заказчика, но и должностные лица уполномоченных органов или специализированные организации - как юридическое лицо. Как правило, это нарушение сроков размещения в ЕИС документов по закупке, протоколов работы комиссии и иных сведений. Размер штрафа зависит от способа определения поставщика и количества дней просрочки:
при проведении конкурса или аукциона нарушили сроки на два рабочих дня или меньше - штраф для должностного лица 5 тыс. руб., для юридического лица 15 тыс. руб. Если просрочка больше, штраф для должностного лица 30 тыс. руб., для юридического лица 100 тыс. руб. (ч. 1, 1.1 ст. 7.30 КоАП РФ);
не разместили в ЕИС обязательную информацию или документ - штраф для должностного лица 50 тыс. руб., 500 тыс. руб. - для юридического лица (ч. 3 ст. 7.30 КоАП РФ);
объединили в одну закупку технологически и функционально не связанные товары, работы и услуги, включили в описание объекта закупки указание на товарный знак без слов «или эквивалент» - штраф для должностного лица в размере 1% от НМЦК или цены контракта с единственным поставщиком, но не менее 10 тыс. руб. и не более 50 тыс. руб. (ч. 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ);
утвердили документацию о закупке или условия запроса котировок, которые содержат положения, не соответствующие законодательству РФ о контрактной системе, - штраф для должностного лица 3 тыс. руб. (ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ).
неправильно выбрали способ определения поставщика - штраф 30 тыс. руб. Так накажут, например, если вместо проведения электронного запроса котировок закупили у единственного поставщика (ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ);
не провели конкурс или аукцион, когда поставщика можно было выбирать только таким способом, - штраф 50 тыс. руб. (ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ);
Есть и нарушения при заключении и исполнении контрактов.
На этой стадии закупочной деятельности к ответственности могут привлечь не только заказчика, но и исполнителя по контракту.
Заключили контракт на условиях, не предусмотренных документами закупки или заявкой, - штраф в размере 1% от НМЦК, но в пределах от 5 тыс. до 30 тыс. руб. для должностных лиц и от 50 тыс. до 300 тыс. руб. для юридических лиц. Если это же нарушение повлекло еще и дополнительный расход бюджетных средств или уменьшение объекта закупки - штраф в двукратном размере дополнительно израсходованных средств иди цены уменьшенного объема по контракту (ч. 1, 2 ст. 7.32 КоАП РФ).
Изменили условия контракта, когда законом такой возможности не предусмотрено, - штраф для должностного лица 20 тыс. руб. и 200 тыс. руб. - для юридического лица. Если это же нарушение повлекло еще и дополнительный расход бюджетных средств или уменьшение объекта закупки - штраф в двукратном размере дополнительно израсходованных средств или цены уменьшенного объема по контракту (ч. 4, 5 ст. 7.32 КоАП РФ).
Нарушили порядок расторжения, когда отказались в одностороннем порядке от исполнения контракта, - штраф 50 тыс. руб. для должностного и 200 тыс. руб. для юридического лица (ч. 6 ст. 7.32 КоАП РФ).
Если Ваши действия (бездействие) помешали исполнить обязательства по контракту и причинили существенный вред интересам общества и государства - штраф для должностного лица или индивидуального предпринимателя в размере от 5 до 15% стоимости неисполненных обязательств, но не менее 30 тыс. руб., или дисквалификация сроком до двух лет. Для юридического лица - штраф до трехкратного размера стоимости неисполненных обязательств, но не менее 300 тыс. руб. Но так накажут, только если эти действия не влекут уголовной ответственности (ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ). В частности, ответственность по этой статье может наступить, если вред интересам общества и государства составил менее 1,5 млн руб., в остальных случаях возможно привлечение к ответственности по ст. 293 УК РФ.
За следующие нарушения при заключении и исполнении контракта накажут только должностных лиц заказчика.
Не составили документы о приемке по контракту или не направили поставщику мотивированный отказ от подписания таких документов - штраф 20 тыс. руб. (ч. 9 ст. 7.32 КоАП РФ).
Приняли результаты закупки, а они не соответствуют контракту и это привело к дополнительному расходованию бюджетных средств или уменьшению объема закупки - штраф от 20 тыс. до 50 тыс. руб. (ч. 10 ст. 7.32 КоАП РФ).
Нарушили срок оплаты, в том числе выплаты аванса по контракту, - штраф от 30 тыс. до 50 тыс. руб. Если привлекаетесь за это нарушение повторно, то вам грозит дисквалификация на срок от одного до двух лет (ч. 1, 2 ст. 7.32.5 КоАП РФ). Одним из условий привлечения к ответственности по ст. 7.32.5 КоАП РФ является установление факта своевременного доведения до заказчика бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств). Причем положения указанной нормы распространяются и на должностных лиц бюджетных учреждений, государственных (муниципальных) унитарных предприятий при осуществлении закупок по Закону № 44-ФЗ.
Не направили вовремя или направили недостоверную информацию для включения в реестр контрактов или реестр недобросовестных поставщиков - штраф для должностного лица 20 тыс. руб. (ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ).
Отвечает начальник управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры области Дмитрий Макаров.
За нарушения в сфере контрактной системы предусмотрены в основном штрафы.
За некоторые повторные нарушения предусмотрена дисквалификация –  лишение права занимать определенные должности или работать в определенной сфере.
Размер штрафа может быть установлен в виде фиксированной суммы или интервала с указанием минимальной и максимальной величины.
В каждом конкретном случае на размер штрафа влияют, в частности, характер правонарушения, наличие смягчающих или отягчающих обстоятельств.
По ряду нарушений в сфере закупок предусмотрена уголовная ответственность. Например, если размер нецелевого использования бюджетных средств составит больше 1,5 млн руб. – указанное деяние образует состав уголовного преступления, предусмотренный по ст. 285.1 УК РФ.
Какие установлены сроки давности привлечения к ответственности?
За большинство нарушений в сфере закупок к административной ответственности можно привлечь в течение одного года с момента их совершения.
Если правонарушение длящееся, то наказать возможно лицо в течение одного года с момента его обнаружения.
За нецелевое использование бюджетных средств привлечь могут в течение двух лет.
Если срок давности истек, к административной ответственности вас не привлекут.
Подробнее...
Отвечает начальник управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры области Дмитрий Макаров.
По общему правилу расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Так, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Например, если товар не соответствует требованиям, если исполнитель существенно нарушил условия контракта, заказчик обязан расторгнуть контракт.
При отказе от контракта, который заключили по итогам электронных процедур, заказчику достаточно разместить решение в ЕИС.
Решение автоматически будет направлено исполнителю. С момента поступления решения исполнитель будет считаться надлежаще уведомленным. Есть некоторые исключения из этого правила, например, это закупки с государственной тайной.
Возможно ли после расторжения контракта заключить новый со вторым участником закупки?
Да, после расторжения контракта новый можно заключить без проведения конкурентных процедур.
Он заключается с участником, с которым в соответствии с Законом № 44-ФЗ заключается контракт, если победитель закупки уклонился от его заключения, при этом необходимо соблюдать требования ч. 1 ст. 34 и ч. 18 ст. 95 Закона № 44-ФЗ. От участника нужно получить согласие на заключение контракта и обеспечение его исполнения (при необходимости).
Новый контракт заключается в той же форме и в том же порядке, что и расторгнутый.
Если контракт расторгнут заказчиком в одностороннем порядке, новый можно заключить только после включения контрагента в Реестр недобросовестных поставщиков. Данное правило не распространяется на контракт, указанный в ч. 9 ст. 37 Закона № 44-ФЗ (если конкурс или аукцион проводится для заключения контракта на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан).

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Всё для победы